avangard-pressa.ru

Реферат Понятие таможенной политики


ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА - комплекс мер и направлений в сфере внешнеэкономической деятельности, осуществляемых через таможенную систему. Т.п. включает деятельность государственных органов по применению таможенных пошлин и таможенных сборов, а также таможенных процедур и других средств для достижения определенных экономических, социальных, финансовых и торгово-политических целей. Основными средствами осуществления Т.п. являются: система экономических инструментов таможенного регулирования; участие в таможенных союзах, зонах свободной торговли и таможенных конвенциях (соглашениях); режим прохождения грузов через границу; сеть государственных органов таможенного контроля; необходимые законодательные нормы таможенной деятельности. В РФ действует единая Т.п., являющаяся составной частью внутренней и внешней политики РФ. Т.п. РФ обеспечивает эффективное использование инструментов таможенного контроля по защите российского рынка, стимулирует развитие национальной экономики, содействует проведению структурной перестройки и иным целям, определяемым Федеральным Собранием РФ, Президентом РФ и Правительством РФ в соответствии с ТК РФ и другими законодательными актами РФ.

Таможенная политика

— часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.

Таможенная политика

— система мер, применяемых государством с целью установления определенного режима таможенного налогообложения на импортируемые в страну товары и прохождения ими таможенных формальностей.

11.06.09


Минэкономразвития России совместно с Минфином и ФТС подготовило Проект основных направлений таможенно-тарифной политики


Минэкономразвития России совместно с Минфином и ФТС подготовило Проект основных направлений таможенно-тарифной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012гг. России. Сегодня этот проект представит на заседании правительства глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина.
В материалах, подготовленных МЭР к заседанию правительства, отмечается, что приоритеты таможенно-тарифной политики на среднесрочный период в целом были определены Основными направлениями таможенно-тарифной политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов. Вместе с тем мировой финансовый и экономический кризис, значительное сужение совокупного мирового спроса, перенос кризисных явлений в российскую экономику и связанная с этим необходимость разработки эффективных антикризисных мер, а также создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, состояние переговорного процесса по присоединению России к Всемирной торговой организации обуславливают потребность в корректировке приоритетов таможенно-тарифной политики, прежде всего на 2009 и 2010 годы.
Особенности таможенно-тарифной политики в предстоящий период предполагают два качественно различных этапа ее реализации.
I этап – до конца 2010 года, характеризующийся, по предварительной оценке, постепенным переходом от острой фазы кризиса к стадии смягчения кризисных явлений и появлением признаков оздоровления экономики. На этом этапе таможенно-тарифная политика реализуется как неотъемлемая часть антикризисной экономической политики. При этом применение мер таможенно-тарифного регулирования должно быть направлено на сбалансированную защиту интересов бюджета государства, отечественных производителей и потребителей.
II этап – 2011-2012 годы – стабилизация экономики, переход к поступательному развитию. Главные задачи этого этапа заключаются в восстановлении равновесия между протекционистской и регулятивной функцией таможенно-тарифной политики, формировании потенциала устойчивого посткризисного экономического развития и в переходе к полномасштабной реализации приоритетных направлений, определенных в Основных направлениях таможенно-тарифной политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов.
Минэкономразвития РФ обращает внимание на то, что с 2010 года таможенно-тарифное регулирование будет осуществляться в новых условиях таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Это означает передачу части функций по регулированию внешней торговли от национальных органов государств-участников органам управления таможенного союза, в первую очередь, Комиссии Таможенного союза.
Учитывая это, уже в 2009 году необходимо выработать механизмы, обеспечивающие реализацию задач таможенно-тарифной политики Российской Федерации с учетом разрабатываемого порядка принятия решений органами управления таможенного союза.
ИА "Альянс Медиа" 11.06.09
Нахождение оптимальных путей и методов интеграции российской экономики в мировое хозяйство невозможно без овладения богатейшим инструментарием, имеющимся в арсенале многих зарубежных стран и международных организаций. Учитывая это, Россия в последние годы активизировала работу по реформированию национального законодательства (в частности, в аспекте регулирования внешнеэкономических связей), приближая его к общепринятым в международной торговле правовым нормам.
Эффективный механизм регулирования внешнеэкономических связей России только формируется. Складывается и система таможенного регулирования этих связей. Во-первых, сформирована система таможенных органов РФ во главе с Государственным таможенным комитетом РФ, являющимся структурным звеном в системе федеральных органов государственной власти РФ. Во-вторых, заложены законодательные основы обеспечения этого процесса: 21 июля 1993 г. вступил в юридическую силу Таможенный Кодекс Российской Федерации (Таможенный Кодекс РФ. СПб., 1993); с 1 июля 1993 г. действует Закон РФ "О таможенном тарифе" (Закон РФ "О таможенном тарифе" М., 1994). В-третьих, в законодательном порядке определены правовые и экономические основы осуществления иностранных инвестиций и валютных операций на территории России (Закон РФ "Об иностранных инвестициях в РФ"// Экономика и жизнь, 1991, № 34 (приложение), С.7; Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"// Российская газета, 4 ноября 1992 г). В настоящее время рассматривается и вопрос о присоединении России к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ. С 11 июня 1993 г. документы России рассматриваются в ГАТТ).
Охарактеризуем цели проводимой в России таможенной политики и функции, возложенные на таможенные органы.

Целями

таможенной политики Российской Федерации, как они определены в Таможенном кодексе РФ (ст. 2), являются: участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики; содействие проведению структурной перестройки; обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства.
В соответствии с указанными целями на таможенные органы РФ возложены следующие основные функции (В Таможенном кодексе РФ (ст. 10) названо 20 таких функций): участие в разработке и реализации таможенной политики; защита экономических интересов РФ; обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ; принятие средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений; взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу РФ; осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции; участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, реализация этих мер; осуществление контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов; ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики РФ; проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного дела, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
Предусмотрен блок функций международного характера: участие в разработке и выполнении международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело; сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.
Важнейшим экономическим рычагом реализации многих задач таможенной политики является система таможенных платежей.
Таможенные платежи
В Таможенном кодексе РФ (ст. 110) определены следующие виды таможенных платежей: таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость; акцизы; таможенные сборы за таможенное оформление; таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; плата за информирование и консультирование; плата за принятие предварительного решения; плата за участие в таможенных аукционах; сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действия лицензий; сборы за выдачу квалификационного аттестата по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата.
Подробнее рассмотрим характеристики таможенных пошлин, существующих в развитых государствах и в России.

Таможенные пошлины

- косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета. В настоящее время в развитых странах преобладают таможенные пошлины на товары, ввозимые в страну.
Таможенная политика России.
Тамож е нная п о л итика н аш ей стра н ы им ее т свою
историю, свои характерные э тапы ра з вити я . Если в 20-х - начале
30-х годов Советский Союз проводил активную таможенную политику с целью
увязки внутренних цен с мировыми, то в дальнейшем она перестала
воздействовать на развитие торговли с отдельными странами, поскольку
таможенные пошлины на импортируемые товары покрывались из госбюджета и
не оказывали существенного влияния на внутреннее ценообразование и
экономическую эффективность внешнеторговых сделок. Важными
элементами активной таможенной политики СССР в 20-е годы явились
таможенные тарифы 1922, 1924 и 1927 гг., которые не только защищали
советскую промышленность от конкуренции иностранных товаров, но и
стимулировали развитие советского экспорта за счет снижения или отмены
вывозной пошлины на значительную часть товаров. Таможенные
тарифы1930, 1961 и 1981 гг., которые действовали в период
командно-административного управления внешнеэкономическими связями,
оказались по сути рутинными правовыми актами. Так, таможенный тариф 1981
г. не являлся и не мог являться по ряду причин инструментом
экономического регулирования внешнеэкономической деятельности. Указанный
тариф насчитывал всего триста с небольшим позиций, в то время как в
таможенных тарифах большинства промышленно развитых стран число
отдельных товарных позиций, подпозиций и т.д. насчитывает от 5 до 7
тысяч, а в тарифах таких стран, как США и Япония - 10 - 12 тысяч.
Тарифу образца 1981 г. было присуще несоответствие уровня
таможенных пошлин ценам на товары ,сложившимся на внутреннем и
внешних рынках. Так, на большинство видов машин и оборудования
минимальные ставки составляли только 5-10% на топливо - 10-12% , металлы
- до 15%, химические продукты -5-10% . И, наконец, действовавший порядок
исчисления таможенных пошлин и их внесения в союзный бюджет. Понятие
"таможенная пошлина" было подменено термином "таможенные доходы" , в
результате чего организации, импортирующие товары, перечисляли в бюджет
не пошлину, а разницу между стоимостью товара на внешнем и внутреннем
рынках. Такое положение считалось вполне нормальным в эпоху жесткой
централизации внешней торговли, отрыва процесса ее осуществления от
непосредственных производителей или потребителей товаров, господства
административно-командных методов управления этой деятельностью. В
условиях демократизации внешнеэкономических связей, вовлечения в
экспортно-импортные операции практически всех предприятий, организаций,
совместных предприятий и производственных кооперативов требуется
разработка эффективной таможенной политики и принятие нового таможенного
тарифа, которые бы учитывали изменения, происходящие в этой важной сфере
хозяйственной деятельности.
Основные цели таможенной политики России
и таможенный тариф.
Таможенная политика России определяется высшими органами
государственной власти и управления страны и является составной частью
внешней и внутренней политики российского государства. Целями
таможенной политики России являются:
а) интеграция хозяйства страны в мировую экономику;
б) з ащита и стимулирование экономического развития России;
в) создание условий для функционирования российского рынка и рынка
стран СНГ;
г) укрепление торгового и платежного баланса страны;
д) рост доходов государственного бюджета;
е) упрочение торгово-политических позиций России;
ж) противодействие дискриминационным акциям иностранных государств и их
союзов;
з) расширение культурных и информационных обменов между Россией и
зарубежными странами, контактов между людьми;
и) охрана жизни и здоровья человека, животных и расте н ий,
сохранение окружающей среды;
к) защита государственной и общественной безопасности;
л) защита прав и законных интересов граждан, предприятий, объединений и
организаций, культурного и исторического наследия народов России.
Таможенный тариф России построен на базе Товарной номенклатуры
внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), представляющей собой
«российский вариант» Номенклатуры Гармонизированной системы. Согласно
структуре ТН ВЭД каждый товар имеет свой отличительный 9-ти значный код,
позволяющий точно идентифицировать этот товар. На базе данных,
содержащихся и ТН ВЭД, работает таможенная статистика, оформляется вся
товаросопроводительная документация, в том числе и грузовая таможенная
декларация.
Переход на эту систему сопряжен со значительными трудностями, так как
надо не просто ознакомить всех заинтересованных в ее применении, а
научиться пользоваться ТН ВЭД.
Не вполне ясно, сколько человек в этой связи предстоит обучить
пользованию ТН ВЭД. Их количество, по имеющимся оценкам, составит
десятки тысяч человек. Для сравнения, во Франции при переходе на
Гармонизированную систему обучили 35 тысяч человек, в США- 50 тысяч.
Американцы, переходя с национальной системы на Гармонизированную,
затратили на обучение 2,5 года. Отличительной особенностью
таможенного тарифа России является наличие таможенных пошлин на
отдельные товары , вывозимые с территории Российской Федерации.
Перечень товаров, облагаемых вывозной пошлиной, а также размеры
взимаемой пошлины часто изменяются по распоряжению Правительства России
с целью оперативного реагирования на изменение ситуации внутри страны
и за рубежом. В течение последнего десятилетия таможенное
регулирование импортных операций претерпело серьезные изменения. С 15
января 1992 в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 32 «О
таможенных пошлинах на импортные товары» было отменено взимание пошлин
и других сборов, кроме платы за таможенные процедуры, при ввозе
товаров на территорию России. Такой шаг мотивировался необходимостью
создания условия для насыщения потребительского рынка и перехода на
экономические методы регулирования ввоза товаров в страну, что
предусматривало разработку и введение новых таможенных пошлин к 1
апреля 1992 г. Однако на практике это решение Правительства не было
осуществлено в намеченный срок и ввозимые в Россию товары зарубежного
производства не облагались пошлинами в течение почти полугода. Столь
длительный период, потребовавшийся для подготовки импортного
таможенного тарифа, объясняется рядом причин, в числе которых
необходимо особо отметить сложность определения оптимальных размеров
ввозных пошлин, которые бы, с одной стороны, обеспечивали интересы
российских производителей товаров и приносили существенный доход
государству, а с другой стороны, не привели к значительному сокращению
поставок товаров в Россию, вызывая тем самым очередной дефицит тех или
иных товаров на внутреннем рынке страны.
В настоящее время деятельность таможенных органов в России
развивается стремительными темпами. Реализующаяся в 1997 году под
руководством Минэкономики Комплексная программа развития таможенной
службы России в первую очередь затронет, конечно же, российский
Таможенный комитет. Однако программа настолько обширна, что ее можно
расценивать как форму реорганизации всей российской внешней торговли в
целом.

Таможенная политика, цели и методы ее осуществления


Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности го­сударства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводи­мой в стране таможенной политикой, являющейся состав­ной частью как внешней, так и внутренней политики го­сударства. И хотя действующий Таможенный кодекс РФ не дает определения таможенной политики, в общем виде ее можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регули­рованию внешней торговли, защите национальной эконо­мики и решению фискальных задач.
Совокупность институтов, участвующих в формировании и осуществлении таможенной политики, а также набор форм и методов ее осуществления, порядок использования компетентными государственными органами инструментов та­моженного регулирования образуют понятие механизма таможенной политики.
Основной целью таможенной политики любого госу­дарства является обеспечение его экономических интере­сов. И Россия в этом плане не исключение.
Цели таможенной политики России сформулированны­ми в ст. 2 ТК РФ:

Основные начала таможенной политики тесно связаны с принципами госу­дарственного регулирования внешнеторговой деятельности, к которым в соот­ветствии с Федеральным законом "О государственном регулировании внешне­торговой деятельности" (ст. 4) относятся:
  1. Единство внешнеторговой политики как составной части внешней поли­тики Российской Федерации.
  2. Единство системы государственного регулирования внешнеторговой дея­тельности и контроля за ее осуществлением.
  3. Единство политики экспортного контроля.
  4. Единство таможенной территории Российской Федерации.
  5. Приоритет экономических мер государственного регулирования внешне­торговой деятельности.
  6. Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискримина­ция.
  7. Защита государством прав и законных интересов участников внешнетор­говой деятельности.
  8. Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Таможенная политика должна содействовать обеспечению экономической безопасности, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независи­мость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внут­ренним угрозам и воздействиям.
Статья 2 ТК закрепляет, что в Российской Федерации осуществляется еди­ная таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики России. Ее цели определяются Федеральным Собранием, Правительст­вом РФ и Президентом РФ в соответствии с ТК и другими источниками тамо­женного права и сводятся к обеспечению наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на россий­ской таможенной территории, участию в реализации торгово-политических за­дач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию реализации основных задач экономической политики России.
Направленность целей таможенной политики на защи­ту российского рынка товаров и на стимулирование раз­вития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой российского государства. Как составная часть внешней политики государства, та­моженная политика России призвана таким образом реа­лизовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном со­стоянии национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать проведению ее структурной пере­стройки с целью оживления, оздоровления и последую­щего подъема.
Таможенная политика опирается на деятельность таможенной службы, яв­ляющейся институционной предпосылкой ее реализации. В то же время нельзя отождествлять таможенное регулирование только с деятельностью таможенных органов. Формирование и реализация таможенной политики - сложный процесс, протекающий в недрах государственного механизма с участием всех трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, а также заинтересованных предпринимательских кругов.

Таможенная политика

- часть внешнеэкономической деятельности государ­ства. Исторически она стала первой формой государственного регулирования внешней торговли. Сущность таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и т.д. | Таможенная политика - неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства.
Формирование таможенной политики любого государ­ства предполагает два важных подхода к определению ее направленности — это протекционизм и фритредерство.

Протекционизм

- это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутрен­него рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары и ограничением импорта.

Фритредерство

- это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограниче­ний на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному раз­делению труда и удовлетворению потребностей рынка. В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощре­ние ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.
Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное, или экономическое, регули­рование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, раз­личные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внеш­неторгового лицензирования и квотирования (нетарифное, или административ­ное, регулирование).
Административные инструменты регулирования внеш­ней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осу­ществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дифицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее не­обходимых стране товаров, мобилизовать валютные ре­зервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добивать­ся отмены дискриминационных мер в странах — торговых партнерах России.
Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики государства. И хотя действующий ТК РФ не дает определения таможенной политики, в общем виде ее можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач.
Основной целью таможенной политики любого государства является обеспечение его экономических интересов. И Россия в этом плане не исключение.
Целями таможенной политики России, сформулированными в ТК РФ, являются:
-- обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России;
участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка;
стимулирование развития национальной экономики;
содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России;
иные цели, определяемые Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ и Правительством РФ.
Направленность целей таможенной политики на защиту российского рынка товаров и на стимулирование развития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой Российского государства. Как составная часть внешней политики государства таможенная политика России призвана, таким образом, реализовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать находящуюся В кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и последующего подъема.
Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности -- протекционизм и фритредерство.
Протекционизм -- это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для протекционистской таможенной политики характерны высокие таможенные тарифы и ограничение импорта.
Фритредерство -- это политика свободной торговли. Свободная торговля устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к росту товарооборота, способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка.
Во-вторых, отношения, регулируемые таможенно-правовыми нормами, нередко возникают против воли одной из сторон, что характерно для адми-нистративно-правового регулирования.
В-третьих, к сторонам таможенно-правовых отношений за нарушение ими своих обязанностей применяются в большинстве своем меры административной или дисциплинарной ответственности.
В-четвертых, споры между сторонами -- участниками таможенных правоотношений зачастую решаются в административном порядке.
Соотношение таможенного и уголовного права проявляется при регулировании общественных отношений, возникающих в связи с совершением контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела.
Связь гражданского и таможенного права проявляется в основном в тех случаях, когда действие норм гражданского права вступает в противоречие с нормами таможенного права. Например, закрепленное гражданско-правовыми нормами право свободного владения, пользования и распоряжения имуществом на территории России ограничивается таможенно-правовыми нормами в следующих случаях: условного выпуска товаров (имущества), в случае нахождения такого имущества под таможенным контролем и т.д. Тесная связь гражданского и таможенного права проявляется также и в том, что некоторые разделы особенной части гражданского права имеют свои прямые аналоги в таможенном праве. Например, гражданско-правовой договор перевозки -- аналог «Таможенный перевозчик», договор хранения -- аналог «Временное хранение» и др.
Помимо тесной взаимосвязи с базовыми отраслями российского права таможенное право соприкасается также и с финансовым, налоговым, уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным, трудовым, земельным, международным и другими отраслями права.
Так, с финансовым правом таможенное право соприкасается в части контроля за соблюдением валютного законодательства страны, с налоговым правом -- в части, затрагивающей пополнение федерального бюджета за счет налогов и сборов, взимаемых таможенными органами. Уголовно-процессуальное право связано с таможенным правом в вопросе выполнения таможенными органами возложенных на них функций органов дознания по делам о контрабанде и иным преступлениям в сфере таможенного дела. Гражданско-процессуальное право применимо в деятельности таможенных органов в случаях, например, взыскания по суду штрафов за нарушения таможенных правил и иных подлежащих уплате денежных сумм.
Связь таможенного и трудового права проявляется в урегулировании служебных отношений в процессе прохождения гражданами Российской Федерации службы в таможенных органах и организациях таможенной службы. Земельное право переплетается с таможенным правом в вопросах использования таможенными органами земельных участков для таможенных целей.
Наиболее тесная взаимосвязь таможенного права помимо базовых отраслей проявляется, пожалуй, с международным правом.